Уважаемые коллеги! В этом модуле нам опять пришлось вернуться к уже изрядно поднадоевшим ФГОС и результатам-продуктам. Но что поделаешь? Такова тема нашего обучения((
Хотелось бы услышать ваше мнение, насколько сегодня в рамках классно-урочной системы возможна совместная учебная деятельность и организация сотрудничества. И какова роль ИКТ в их реализации?
Ох, уж эта весна! То её никак не дождёшься, а то вдруг уже всё высохло - и пора приступать в весенним садово-огородно-палисадничным работам! Да не в ущерб совместной учебной деятельности на уроке! Конечно, совместная учебная деятельность и организация сотрудничества в рамках классно-урочной системы возможны, но сопряжены с целым рядом трудностей. Во-первых, приходится отнимать от предметного содержания урока время на постоянное объяснение необходимости соотносить работу групп и каждого участника группы с критериями оценивания. Во-вторых, необходимо постоянно держать под контролем( и это будет продолжаться на протяжение достаточно долгого периода времени)деятельность всех групп на уроке на предмет продуктивности их работы , в противном случае урок может закончиться, а работа группы окажется безрезультатной.И эти "во-" можно продолжать ещё долго. Одним словом, учитель должен настроиться на долгий переходный период, если он хочет организовать работу групп над проектом"по правилам", а не формально. Мы знаем, что развивающее обучение в плане затратности времени по сравнению с "знаниевым"более "затратное"! И здесь успех будет зависеть от того, насколько учитель будет уверен в правильности избранного пути и готов взять на себя все риски перехода на другую систему организации учебного процесса, но в традиционных рамках классно-урочной системы. Словом: успехов нам!
ОтветитьУдалитьСогласна, Татьяна Валентиновна, с Вами, но эта затратность потом окупается с лихвой, оборачивается организованностью ученика, эффективностью обучения и, в конечном итоге, - успешностью в жизни. Потому стоит потрудиться. Успеха всем нам, и в огородно-палисадничных работах тоже!
УдалитьЗдравствуйте! Согласна, с тем, что особое место среди условий и средств формирования УУД занимают учебное сотрудничество и совместная деятельность. Важно, что совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. На уроках использую совместную деятельность, но не так часто, как хотелось бы.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Надежда, за краткую, но емкую характеристику возможностей совместной деятельности))
УдалитьСегодня в рамках классно-урочной системы возможна совместная учебная деятельность и организация сотрудничества, организованная учителями-новаторами, прошедшими курсовую подготовку и знающими, что это такое. Надо по-новому взглянуть на процесс преподавания, почувствовав себя не истиной в последней инстанции, а помощником, организатором условий для обучения, тьютором. Побудительный мотив – это важный момент. Но спустимся с небес на землю. Для реализации необходимы специально организованное управление процессом обучения и введение новых функций сопровождения учебной деятельности. Считаю, что полноценная работа с 30 учащимися (в лучшем случае, если нагрузка больше – 60, 75) – это из области фантастики.
ОтветитьУдалитьРоль ИКТ в реализации совместной деятельности огромна. Недостаточно просто насытить школу техникой, важно обучить работать на профессиональном уровне детей и учителей, показать все возможности и перспективы использования. Когда работать будет просто, не задумываясь, какую кнопку надо нажать, тогда ИКТ облегчает деятельность.
ИКТ поможет и в организации одновременной индивидуальной работы сразу со всеми учениками, например, так: http://live-st.ru/items.asp?id=13 . Очень интересный формат организации модели "1 ученик: 1 компьютер".
УдалитьСегодняшнее поколение в средствах массовой информации называют цифровым и оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и меняется школа. А общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, т.е. быть компетентными.
ОтветитьУдалитьЗадача учителя вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения. Возможность широкого общения со сверстниками. Возможность свободного доступа к необходимой информации не только в своей школе, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме. Значит, учителю надо так организовать учебную деятельность, чтобы школьник сам проявлял свою активность и находил необходимую информацию для своего образования. всего этого можно добиться, если будет совместная учебная деятельность.
Большую роль играет использование ИКТ.
Согласна с Вами, что эффективность совместной деятельности - в активности КАЖДОГО! Иначе кто-то работает, а кто-то потребляет((
УдалитьБогаева Елена.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. В учебной деятельности должны использоваться различные формы работы, в том числе и групповая. В основном мы ее используем в игровых ситуациях, в проектной деятельности. Презентация может выступать как один из видов проектов. В такой работе большое значение имеют критерии для составления презентации, и вызывает особую сложность проверка вклада всех членов группы в создании продукта. Потому необходимо заранее познакомить с требования к работе (и к продукту, и к деятельности)Я думаю, что очень важно разработать четкие критерии для оценивания коллективной работы. Но еще важнее, чтобы дети честно ответили на вопросы анкеты, тогда можно получить правильную информацию и объективно оценить учащихся. Иначе необъективное оценивание снижает мотивацию к обучению.
Важное место в формировании УУД занимает сотрудничество и совместная деятельность. Нужно научить учеников ставить цели совместной работы, находить способы совместного выполнения заданий и средства контроля, пересматривать свою деятельность в зависимости от условий её совместного осуществления. Понимать и учитывать при выполнении задания мнение других участников. Многое зависит от четкости разработанных критериев для оценивания коллективной работы и честности детей.
ОтветитьУдалитьБуланова Лидия Петровна.))))
ОтветитьУдалитьСпасибо! Особенно понравилось про честность детей)) Я бы добавила - и учителя!
УдалитьОрганизация совместной деятельности не только возможна, но и необходима. В прошлом году я выпустила 4-й класс. Мы создавали с детьми проекты, в том числе и в форме презентаций. Оценить работу каждого участника группы было крайне сложно. Сейчас, я многое бы сделала по другому. Данные в этом модуле ресурсы намного упрощают и разработку критериев, и листов оценивания. Обязательно буду их использовать, но немного позже. В первом классе это сделать очень сложно. Спасибо!
ОтветитьУдалитьСогласна с Вами, что первый класс - это особая ступень в школьной жизни, и всё же навыки сотрудничества закладываются именно там, успеха Вам!
УдалитьОчень люблю использовать на своих уроках работу в группах и в парах, как в постоянных, так и сменного состава. Данная работа просто необходима, особенно в работе с учениками начальных классов. Ведь, во-первых, это прекрасная возможность "отдохнуть" на уроке, не прибегая к стандартным физкультминуткам. Во-вторых, именно сейчас ребята учатся правильной коммуникации, учатся принимать сторону других, уважать их мнение, отстаивать свою точку зрения и т.д.
ОтветитьУдалитьКроме этого групповая работа делает интереснее и живее работу даже над самой простой темой на уроке.
Так же, не зря говорят: "Одна голова хорошо, а две лучше". Тут этот принцип срабатывает просто великолепно.
Критерии упрощаю работу в группе, ориентируя учеников уже на конкретный результат, который понимают и осознают ученики даже младших классов.
Спасибо большое за интересные материалы!
Мотивация - главный двигатель учения)) Прекрасно, если ученик учится осознанно!
УдалитьОчень часто использую парную и групповую формы работы на уроках. Знакомясь с материалами курсов, свою работу постоянно усовершенствую - ребятам очень нравится оценивать себя по критериям. Большую помощь на уроке оказывают листы оценивания. Благодаря такой организации повышается уровень развития УУД: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.
ОтветитьУдалитьОчень полезные курсы! Спасибо!
Замечательно, если есть возможность применить теорию на практике. Ждем Ваших уникальных разработок!
УдалитьСовместная учебная деятельность и организация сотрудничества в современной начальной школе актуальна и просто необходима. Использование ИКТ повышает учебную мотивацию уч-ся, помогает учителю совершенствоваться. Задача учителя вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельность, направленную на самообразование. Реализовать на практике это очень сложно. Правильно организованная система оценивания способствует повышению эффективности формирования не только предметных, но и метапредметных результатов, поэтому считаю для себя очень важным пересмотреть критерии, формы, методы оценивания; исходить из интересов учащихся.
ОтветитьУдалитьСпасибо!
УдалитьРабота в группах и парах - по мнению моих учеников - самое любимое их занятие. А критерии по оцениванию работы группы и самооцениванию призывают их ответственно относиться к работе. Им не хочется "ударить в грязь лицом", хочется, чтобы их похвалил не только учитель, но и друзья по работе. Это просто надо видеть какой гордостью наполняются их лица, как расправляется гордо спина, когда они слышат от одноклассников: "А нам Сережа такой интересный материал принес!.." , что и самой бывает очень радостно за своих ребят..
ОтветитьУдалитьДанная форма организации на уроке позволяет повысить эффективность урока, дисциплинировать детей, они получают комментарии в свой адрес и высказывают своё мнение. А чтобы этого добиться, сложновато было с инструментами оценивания. Ваш курс - огромный помощник в этом. Большое спасибо!!!
ОтветитьУдалитьКритерии оценивания и самооценивания помогают учителю на уроке. Дети становятся более организованными и ответственными. И каждый знает, за что он получит оценку.
ОтветитьУдалитьЭта прозрачность снимает возможные конфликты (а за что мне "3"? Я все сказал/сделал!)
УдалитьОрганизация сотрудничества на уроке очень важна, а критерии оценивания не только делают отметку объективной, но и дают информацию ученикам о том, что надо делать, как развиваться.
ОтветитьУдалитьОрганизация совместной деятельности обучающихся на уроке позволяет сформировать метапредметные и личностные учебные УД в школе и большинство общих компетенций у студентов СПО, а критерии оценивания и самооценивания дают возможность объективной отметки.
ОтветитьУдалить