Модуль 8.

Уважаемые коллеги! В этом модуле нам опять пришлось вернуться к уже изрядно поднадоевшим ФГОС и результатам-продуктам. Но что поделаешь? Такова тема нашего обучения(( 
Хотелось бы услышать ваше мнение, насколько сегодня в рамках классно-урочной системы возможна совместная учебная деятельность и организация сотрудничества. И какова роль ИКТ в их реализации?

26 комментариев:

  1. Ох, уж эта весна! То её никак не дождёшься, а то вдруг уже всё высохло - и пора приступать в весенним садово-огородно-палисадничным работам! Да не в ущерб совместной учебной деятельности на уроке! Конечно, совместная учебная деятельность и организация сотрудничества в рамках классно-урочной системы возможны, но сопряжены с целым рядом трудностей. Во-первых, приходится отнимать от предметного содержания урока время на постоянное объяснение необходимости соотносить работу групп и каждого участника группы с критериями оценивания. Во-вторых, необходимо постоянно держать под контролем( и это будет продолжаться на протяжение достаточно долгого периода времени)деятельность всех групп на уроке на предмет продуктивности их работы , в противном случае урок может закончиться, а работа группы окажется безрезультатной.И эти "во-" можно продолжать ещё долго. Одним словом, учитель должен настроиться на долгий переходный период, если он хочет организовать работу групп над проектом"по правилам", а не формально. Мы знаем, что развивающее обучение в плане затратности времени по сравнению с "знаниевым"более "затратное"! И здесь успех будет зависеть от того, насколько учитель будет уверен в правильности избранного пути и готов взять на себя все риски перехода на другую систему организации учебного процесса, но в традиционных рамках классно-урочной системы. Словом: успехов нам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Татьяна Валентиновна, с Вами, но эта затратность потом окупается с лихвой, оборачивается организованностью ученика, эффективностью обучения и, в конечном итоге, - успешностью в жизни. Потому стоит потрудиться. Успеха всем нам, и в огородно-палисадничных работах тоже!

      Удалить
  2. Здравствуйте! Согласна, с тем, что особое место среди условий и средств формирования УУД занимают учебное сотрудничество и совместная деятельность. Важно, что совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. На уроках использую совместную деятельность, но не так часто, как хотелось бы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда, за краткую, но емкую характеристику возможностей совместной деятельности))

      Удалить
  3. Сегодня в рамках классно-урочной системы возможна совместная учебная деятельность и организация сотрудничества, организованная учителями-новаторами, прошедшими курсовую подготовку и знающими, что это такое. Надо по-новому взглянуть на процесс преподавания, почувствовав себя не истиной в последней инстанции, а помощником, организатором условий для обучения, тьютором. Побудительный мотив – это важный момент. Но спустимся с небес на землю. Для реализации необходимы специально организованное управление процессом обучения и введение новых функций сопровождения учебной деятельности. Считаю, что полноценная работа с 30 учащимися (в лучшем случае, если нагрузка больше – 60, 75) – это из области фантастики.

    Роль ИКТ в реализации совместной деятельности огромна. Недостаточно просто насытить школу техникой, важно обучить работать на профессиональном уровне детей и учителей, показать все возможности и перспективы использования. Когда работать будет просто, не задумываясь, какую кнопку надо нажать, тогда ИКТ облегчает деятельность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ИКТ поможет и в организации одновременной индивидуальной работы сразу со всеми учениками, например, так: http://live-st.ru/items.asp?id=13 . Очень интересный формат организации модели "1 ученик: 1 компьютер".

      Удалить
  4. Сегодняшнее поколение в средствах массовой информации называют цифровым и оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и меняется школа. А общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, т.е. быть компетентными.
    Задача учителя вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения. Возможность широкого общения со сверстниками. Возможность свободного доступа к необходимой информации не только в своей школе, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме. Значит, учителю надо так организовать учебную деятельность, чтобы школьник сам проявлял свою активность и находил необходимую информацию для своего образования. всего этого можно добиться, если будет совместная учебная деятельность.
    Большую роль играет использование ИКТ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, что эффективность совместной деятельности - в активности КАЖДОГО! Иначе кто-то работает, а кто-то потребляет((

      Удалить
  5. Богаева Елена.
    Здравствуйте. В учебной деятельности должны использоваться различные формы работы, в том числе и групповая. В основном мы ее используем в игровых ситуациях, в проектной деятельности. Презентация может выступать как один из видов проектов. В такой работе большое значение имеют критерии для составления презентации, и вызывает особую сложность проверка вклада всех членов группы в создании продукта. Потому необходимо заранее познакомить с требования к работе (и к продукту, и к деятельности)Я думаю, что очень важно разработать четкие критерии для оценивания коллективной работы. Но еще важнее, чтобы дети честно ответили на вопросы анкеты, тогда можно получить правильную информацию и объективно оценить учащихся. Иначе необъективное оценивание снижает мотивацию к обучению.

    ОтветитьУдалить
  6. Важное место в формировании УУД занимает сотрудничество и совместная деятельность. Нужно научить учеников ставить цели совместной работы, находить способы совместного выполнения заданий и средства контроля, пересматривать свою деятельность в зависимости от условий её совместного осуществления. Понимать и учитывать при выполнении задания мнение других участников. Многое зависит от четкости разработанных критериев для оценивания коллективной работы и честности детей.

    ОтветитьУдалить
  7. Буланова Лидия Петровна.))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Особенно понравилось про честность детей)) Я бы добавила - и учителя!

      Удалить
  8. Организация совместной деятельности не только возможна, но и необходима. В прошлом году я выпустила 4-й класс. Мы создавали с детьми проекты, в том числе и в форме презентаций. Оценить работу каждого участника группы было крайне сложно. Сейчас, я многое бы сделала по другому. Данные в этом модуле ресурсы намного упрощают и разработку критериев, и листов оценивания. Обязательно буду их использовать, но немного позже. В первом классе это сделать очень сложно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, что первый класс - это особая ступень в школьной жизни, и всё же навыки сотрудничества закладываются именно там, успеха Вам!

      Удалить
  9. Очень люблю использовать на своих уроках работу в группах и в парах, как в постоянных, так и сменного состава. Данная работа просто необходима, особенно в работе с учениками начальных классов. Ведь, во-первых, это прекрасная возможность "отдохнуть" на уроке, не прибегая к стандартным физкультминуткам. Во-вторых, именно сейчас ребята учатся правильной коммуникации, учатся принимать сторону других, уважать их мнение, отстаивать свою точку зрения и т.д.
    Кроме этого групповая работа делает интереснее и живее работу даже над самой простой темой на уроке.
    Так же, не зря говорят: "Одна голова хорошо, а две лучше". Тут этот принцип срабатывает просто великолепно.
    Критерии упрощаю работу в группе, ориентируя учеников уже на конкретный результат, который понимают и осознают ученики даже младших классов.
    Спасибо большое за интересные материалы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мотивация - главный двигатель учения)) Прекрасно, если ученик учится осознанно!

      Удалить
  10. Очень часто использую парную и групповую формы работы на уроках. Знакомясь с материалами курсов, свою работу постоянно усовершенствую - ребятам очень нравится оценивать себя по критериям. Большую помощь на уроке оказывают листы оценивания. Благодаря такой организации повышается уровень развития УУД: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.
    Очень полезные курсы! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Замечательно, если есть возможность применить теорию на практике. Ждем Ваших уникальных разработок!

      Удалить
  11. Марина Шестакова12 декабря 2013 г. в 00:57

    Совместная учебная деятельность и организация сотрудничества в современной начальной школе актуальна и просто необходима. Использование ИКТ повышает учебную мотивацию уч-ся, помогает учителю совершенствоваться. Задача учителя вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельность, направленную на самообразование. Реализовать на практике это очень сложно. Правильно организованная система оценивания способствует повышению эффективности формирования не только предметных, но и метапредметных результатов, поэтому считаю для себя очень важным пересмотреть критерии, формы, методы оценивания; исходить из интересов учащихся.

    ОтветитьУдалить
  12. Работа в группах и парах - по мнению моих учеников - самое любимое их занятие. А критерии по оцениванию работы группы и самооцениванию призывают их ответственно относиться к работе. Им не хочется "ударить в грязь лицом", хочется, чтобы их похвалил не только учитель, но и друзья по работе. Это просто надо видеть какой гордостью наполняются их лица, как расправляется гордо спина, когда они слышат от одноклассников: "А нам Сережа такой интересный материал принес!.." , что и самой бывает очень радостно за своих ребят..

    ОтветитьУдалить
  13. Данная форма организации на уроке позволяет повысить эффективность урока, дисциплинировать детей, они получают комментарии в свой адрес и высказывают своё мнение. А чтобы этого добиться, сложновато было с инструментами оценивания. Ваш курс - огромный помощник в этом. Большое спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Критерии оценивания и самооценивания помогают учителю на уроке. Дети становятся более организованными и ответственными. И каждый знает, за что он получит оценку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эта прозрачность снимает возможные конфликты (а за что мне "3"? Я все сказал/сделал!)

      Удалить
  15. Организация сотрудничества на уроке очень важна, а критерии оценивания не только делают отметку объективной, но и дают информацию ученикам о том, что надо делать, как развиваться.

    ОтветитьУдалить
  16. Организация совместной деятельности обучающихся на уроке позволяет сформировать метапредметные и личностные учебные УД в школе и большинство общих компетенций у студентов СПО, а критерии оценивания и самооценивания дают возможность объективной отметки.

    ОтветитьУдалить