Модуль 9. Рефлексия обучения


Уважаемые коллеги! 
Мы завершили изучение последнего модуля курса, посвященного рефлексии. 
 Как соотносятся оценивание и рефлексия? 
Насколько уместны в этом тонком "психологическом" деле инструменты ИКТ?
Приглашаем  разговору! 

23 комментария:

  1. Мы, участники курса, находимся на пути освоения новой модели образования. Речь не столько об образовании 2.0, сколько об образовании 3.0. Последняя построена на экспертном рейтинговом знании, опирается на интерактивность и оперативность всего образовательного процесса. В этой модели оценивание и рефлексия тесно связаны, инструменты ИКТ, особенно Твиттер и блог, являются средством для коммуникации, получения полезной информации и обмена опытом, повышения самооценки и тд.

    ОтветитьУдалить
  2. Современные дети более органично чувствуют себя в сети, чем представители старшего поколения.Для них предложение написать комментарий по какому-либо поводу - дело вполне обычное.Поэтому, я думаю, если учитель уверен в необходимости и правильности выбранного им инструмента рефлексии и будет использовать его в системе, то дети воспримут это вполне естественно.

    ОтветитьУдалить
  3. Богаева Елена.
    Я согласна с Татьяной, что современные дети легко ориентируются в пространстве Интернета. И его можно использовать не только как средство обучения, но и как средство мониторинга. К сожалению, за такой короткий срок я смогла только зарегистрироваться в Твиттере, но не успела его освоить. Но надеюсь, что после майских каникул дети мне в этом помогут. Но я поработала с облакам тегов. Программа интересная, но к сожалению на государственном Интернете она не работает (поскольку хотела использовать в работе с детьми-дистанционниками). Это меня огорчило.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, к сожалению, федеральный фильтр не пропускает некоторые ресурсы: это значительно сужает сферу их применения в образовании. Замечательно, что учителя не стесняются прибегать к помощи детей в освоении новых технологий!

      Удалить
  4. Здравствуйте, согласна с коллегами, что дети быстрее и легче ориентируются в сети. Зарегистрировалась в Твиттере, постепенно его осваиваю. И облако тегов - полезная программа, но я не сразу в ней разобралась. Вообще тема очень интересная. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Использование различных инструментов оценивания становится сегодня все более востребованным. Ученики хотят знать, почему им поставлена та или иная оценка и учитель должен это обязательно прокомментировать, опираясь на критерии.
    Различные формы оценивания помогают самому учителю отследить развитие навыков у учащихся. Любой урок должен заканчиваться рефлексией, чтобы оценить результативность урока и осуществить коррекцию. В этом помогают ИКТ-инструменты.

    ОтветитьУдалить
  6. Я согласна с мнением коллег, что современные ученики быстро и легко ориентируются в Интернете. Нам, учителям, можно и нужно обращаться за помощью к ребятам, чтобы применять новые технологии на своих уроках. Данные курсы очень сблизили меня со своими учениками, многому научили.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отрадно, что преодоление цифрового разрыва между поколениями - один из результатов нашей совместной работы. Спасибо всем за работу, МОЛОДЦЫ!

      Удалить
  7. И еще раз о рефлексии. Любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Рефлексивный компонент – это основа развития трех важных качеств ученика, которые потребуются ему в XXI веке, чтобы не чувствовать себя изгоем. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи в ходе обучения и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
    Чтобы добиться успехов в этой области, необходимо теснейшее сотрудничество и с учениками, и с коллегами. К тому же постоянно встает вопрос: как организовать учащихся с целью развития у них рефлексии на каждом уроке не в ущерб программе? Инструменты ИКТ могут быть здесь исключительно полезны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Ивановна, Вы очень убедительно доказали важность рефлексивного компонента в обучении. И при всем при этом педагоги зачастую "экономят" время на уроке в ущерб осмыслению учеником самого процесса учения. Согласна, что программа "поджимает", и ЕГЭ ориентирует нас на несколько иные акценты. И тут-то ИКТ способны спасти ситуацию, блоги и микроблоги помогут в случае острого дефицита времени вынести рефлексию за рамки урока, не снижая при этом уровня мотивации ученика. Спасибо за ответ!

      Удалить
  8. Мочалова Людмила
    Благодаря данному курсу, я все таки зарегтстрировалась на Twitter. Очень интересным и полезным для себя составление облака на Wordle. К сожалению столкнулаcь с проблемой: на моем браузере Mozilla не работает Worlde. Для выполнения задания мне помогла Opera.

    ОтветитьУдалить
  9. Очень часто педагоги в работе над проектом, в работе над каким-либо заданием, вопросом забывают о рефлексии. Но ведь именно она и помогает оценить результаты и скорректировать свою дальнейшую работу над проектом.
    Кроме того именно рефлексия помогает ученикам задуматься над теми вопросами над которыми, они возможно и не задумались бы, обойдя их стороной: Насколько активным был я? Что мне дала эта работа? Интересно ли мне было? Получил ли я эмоциональное удовлетворение от работы? и др.
    Очень понравилось работать с облаком слов, уже даже попробовала применить его в работе над проектом с моими учениками. Они тоже были удивлены. Поделилась облаком одной из своих учениц.
    Твиттер сама использую активно, но скорее для рефлексии своего эмоционального состояния))) А вот ученикам давать не стала, так как подумала, что им пока рановато.
    Различные формы рефлексии помогают мне качественно и быстро (а это очень важно особенно в рамках классно-урочной работы) выяснить эмоциональное состояние ученика, предметные знания и др.
    Спасибо большое за такой интересный модуль.

    ОтветитьУдалить
  10. Рефлексия - очень важный этап урока. Она помогает оценить результативность урока, скорректировать прохождение тем. Благодаря этому модулю открыла для себя новые возможности рефлексии. Она помогает формировать у ребят очень важные качества в 21 веке: умение оценить себя, спланировать свою работу, оценить свой вклад в коллективное дело, и, многое другое.
    Давно хотела зарегистрироваться в Твиттере, но всегда не хватало времени. Спасибо данному модулю! Было интересно.

    ОтветитьУдалить
  11. Оценивание и рефлексия взаимосвязаны и сейчас без них результативным урок не назовёшь. Если правильно организовать оценивание, то этап рефлексии пройдёт легко, без затруднений, а это значит, что ученики будут заинтересованы в дальнейшем обучении. Инструменты ИКТ - это современная жизнь! Если работать без них, то мы отстали от жизни. У такого учителя учиться неинтересно.
    Я многому научилась в этом модуле, рада за себя и тех, кто учился рядом!
    Спасибо всем организаторам!

    ОтветитьУдалить
  12. Рефлексия не менее важный этап урока. Он помогает отследить успешность учащихся, ставить задачи и строить планы на следующие уроки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Без этапа рефлексии невозможен современный ученик и учитель. Инструменты ИКТ помогают сделать этот этап деятельности интересным и разнообразным. Полностью согласна со Светланой Печкиной!

      Удалить
  13. Оценивание и рефлексия - нераздельно связанные вещи, они должны работать в одном контексте, создавая условия для реализации требований новых стандартов. Особенно важно это для начальной школы, где формируется рефлексивная культура.

    ОтветитьУдалить
  14. Рефлексия очень важный этап при выполнении какого-либо задания. Для ребенка на мой взгляд очень важно задуматься над тем, что он сделал, какое участие принял в изготовлении того или иного продукта деятельности и т.д. Ведь самооценка для любого человека не последнее составляющее при формировании личности. Впервые познакомилась с созданием облака слов. Очень просто на мой взгляд для учеников и при этом действенно.

    ОтветитьУдалить
  15. Рефлексия важный этап в любой деятельности. Очень важно осознать и отследить свою выполненную работу.

    ОтветитьУдалить
  16. Рефлексия, помогающая осознать ученику его уровень продвижения в изучении предмета, дальнейшее планирование, нужна на каждом этапе обучения. Важно, чтобы она не была формальной, внешней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Трудно избавиться от формализма в обучении: не всегда мы учимся "для себя", а если ради "корочек" - то тут сплошной формализм))

      Удалить